Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?

ЭЛИСТИНСКАЯ МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ГИМНАЗИЯ 

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ


Ученическое самоуправление

Структура и принципы ученического самоуправления в МБОУ ЭМГ


Гимназия – это маленькое государство, которое будет процветать, если каждый его житель научится нести ответственность за общее дело. А класс – это семья, и, как во всякой семье, в ней не обходится без конфликта «отцов» и «детей», поэтому обе стороны должны научиться уважать права друг друга. Самоуправление является современной формой работы с ученическим коллективом, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения, строить страну своей мечты.

Цель ученического самоуправления МБОУ «ЭМГ»:

Гуманизация отношений, демократизация жизни коллектива и на этой основе — формирование у учащихся готовности к участию в управлении обществом.

Участие школьников в управлении делами гимназии - это способ обучения детей демократии, подготовки их к жизни в демократическом обществе.

Структура органов самоуправления должна быть гибкой и вариативной, учитывать периодическую отчётность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе. Формами самоуправления гимназии являются совет МБОУ «ЭМГ», попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.

Правовые основы школьного ученического самоуправления
Из Федерального закона «Об образовании» (N 12-ФЗ от 13 января 1996 г.)
Статья 35. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями

2. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.

- Устав школы;
- Положение об органе ученического самоуправления Совета министров;
- Конвенция о правах ребёнка;
- Памятки.

Содержание деятельности структурных компонентов ученического самоуправления.

Высший орган ученического самоуправления – конференция, которая проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в год. В Конференции с правом решающего голоса участвуют по два представителя от ученических коллективов с 5-го по 11-ый классы, педагоги-консультанты министерств. Решения конференции обучающихся обязательны для всех органов ученического самоуправления и всех обучающихся гимназии. В период между конференциями высшим органом является Совет министров. Членам Совета предоставлены права обращаться к любому работнику школы с вопросами и предложениями.

Заседания Совета проводятся не реже одного раза в месяц.

Гласность работы Совета, оперативность всех его решений обеспечивается через гимназическую газету печать. Руководство Советом министров осуществляет Президент, избираемый общим тайным голосованием всех учащихся в начале учебного года сроком на один год. (Согласно Положению о совете министров). Голосованию предшествует предвыборная кампания. Кандидаты на пост Президента готовят и представляют свои программы, встречаются с избирателями. Группы поддержки оказывают помощь своим кандидатам в организации мероприятий и в оформлении наглядной агитации. В день выборов агитация запрещена. Итоги выборов подводит счетная комиссия. Результаты выборов оглашаются на следующий день.

В соответствии с основным содержанием учебно-воспитательной работы Совет образует министерства. Министерства планируются по принципу «Каждому направлению работы свое министерство»:

1. Министерство образования.
2. Министерство культуры.
3. Министерство спорта и здравоохранения.
4. Министерство печати и информационных технологий.
5. Министерство внутренних дел.
6. Министерство по связям с общественностью и работе с ветеранами.

Таким образом, можно сделать выводы:

Самоуправление должно базироваться на следующих принципиальных позициях:

1. Целесообразность – деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.
2. Гуманность – действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах.
3. Равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.
4. Выборность – полномочия приобретаются в результате выборов.
5. Откровенность и гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта

Самоуправление развивается успешно, если учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.

Ученическое самоуправление развивается, решая все большее количество задач и проблем, касающихся жизни и деятельности учащихся. Для всех учащихся. Ученическое самоуправление развивается, решая все большее количество задач и проблем, касающихся жизни и деятельности учащихся.


Структура и принципы ученического самоуправления в МБОУ ЭМГ

Выступление Президента гимназии Муева Александра (тезисы)


В нашей гимназии уже стало хорошей традицией привлекать к общественному управлению гимназией учащихся. В начале учебного года избирается новый актив гимназии, активы классов. Мы сами определяем себе лидеров. Выборы Президентского совета гимназии демократичны, в них принимают участие все классы. Обучающимся предлагается широкий выбор видов деятельности (познавательная, трудовая, спортивная, творческая) и сфер деятельности (организаторская, исполнительская). Президентским советом разрабатывается план мероприятий. Один раз в месяц проводятся заседания актива, где обсуждаются вопросы школьной жизни, планируются гимназические мероприятия, анализируется проделанная работа.

В связи с реализацией нового Федерального закона «Об образовании»

В гимназии начал действовать Управляющий совет, в который вошли наиболее активные и инициативные гимназисты. Наши ребята сами руководят работой научного общества «Кредо», работа ведется по секциям. Председателем совета является Карманов Арван, неоднократный победитель и призер ученических НПК. Наше гимназическое научное общество «Кредо» стало победителем конкурса и ему присвоено звание» Лучшее научное общество учащихся г.Элисты. Участвуют наши ребята и в организации и проведении слета одаренных детей «Зажги свою звезду», где чествуются победители и призеры олимпиад, творческих конкурсов, спортивных соревнований разного уровня. Не остаются гимназисты в стороне и от реализации социальных проектов. Члены гимназического самоуправления организовывают благотворительные ярмарки в помощь детям из Республиканского дома малютки, ветеранам ВОВ, пожилым жителям 8 микрорайона. На спортивных соревнованиях , органихованных спортивным сектором Президентского совета, ребята сами являются судьями соревнований, их координаторами.

Таким образом, можно резюмировать, что ученическое самоуправление в нашей гимназии действует, развивается. Надеюсь, жизнь наших гимназистов будет интересной и насыщенной.



Модель ученического самоуправления на примере 10 с-э класса


Самоуправление в 10 с-э классе определяется как действия детей, осуществляемые самостоятельно ими совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.

Самоуправление развивается успешно, так как учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.

Ученическое самоуправление развивается, решая все большее количество задач и проблем, касающихся жизни и деятельности учащихся.

В органы ученического самоуправления избраны ребята, которые способны не только ответственно подойти к делу, стать его инициатором, повести за собой и получить результат, которому все будут рады, но которые могут «вчувствоваться» в переживания и настроения своих сверстников, способные к сопереживанию и состраданию. Воспитание в детях чувства милосердия, возвращение к нему – настоятельная необходимость и первостепенная педагогическая задача, цель которой – сформировать у ребёнка готовность и потребность помочь человеку или простить его из сострадания, человеколюбия.

Один из главных органов классного самоуправления – это совет класса, он возглавляет и координирует всю работу.

В своём классе мы совместно с ребятами разработали и утвердили не только морально-этические ценности воспитательного коллектива, но и правила поведения ученика нашего класса. Учащиеся должны понять, что если им не нравится какое-то правило, можно обсудить его с товарищами, внести изменения, но если оно одобряется большинством учащихся, правило надо выполнять и стараться не нарушать даже по уважительной причине. Конечно же, все разрабатываемые в коллективе документы, определяющие морально-этическую основу самоуправления, не самоцель, а средство саморазвития личности.

Актив класса:
• организует выполнение решений классного собрания.
• организует помощь в учёбе учащимся, имеющих проблемы.
• готовит и проводит классные собрания.
• отражает основную информацию в классном уголке.

Президент:
• обеспечивает дисциплину и порядок в классе, отвечает за посещаемость.

Министерство социальной защиты:
• организует помощь ветеранам и людям, оказавшихся в трудных жизненных условиях.

Министерство труда:
• отвечает за озеленение кабинета.
• уборка кабинета и закреплённой территории.

Член школьной организации:
• доводит сведения и информацию о решениях и деятельности школьной организации.

Министерство печати и СМИ:
• выпуск классной стенной газеты, плакатов, рекламных роликов, рисунков, фотографий.
• художественное оформление выставок, классных и общешкольных мероприятий.

Министерство правопорядка:
• организация дежурства в школе и в классе.
• сохранность школьного имущества.
• составление графика дежурств, контроль за выполнением дежурными своих обязанностей.
• контроль за ведением учащимися дневников.

Министерство здравоохранения:
• организация спортивных и оздоровительных мероприятий.
• посещаемость учащимися школы спортивных секций и кружков.
• пропаганда здорового образа жизни.

Министерство культуры:
• организация культурно- массовых мероприятий.

План работы ученического самоуправления

Должность Основные функции Сроки выполнения
Президент КлассаЗаместитель 1. Отвечает за посещаемость в классе, ведёт табель посещаемости. 2. Следит за соблюдением учащимися Устава школы. 3. Контролирует деятельность своих заместителей. В течение года
Министры Печати и СМИ 1. Печатание заметок напоминаний для учащихся и их родителей. 2. Выпуск молний. 3. Оформление классной документаций. По мере надобности и необходимости
Министры культуры 1. Организация внеклассной деятельности класса. 2. Подготовка и оформление открытых мероприятий. Ноябрь-декабрь, Февраль, май.
Министр труда 1. Организация работы в школьном дворе. 2. Соблюдение правил гигиены в классе. 3. Организация генеральной уборки в классе. Сентябрь-май.
Министры Социальной защиты Организация помощи ветеранам и людям, оказавшихся в трудных жизненных условиях В течение года
Министр здравоохранения Организация и контроль за питанием в школьной столовой В течение года
Министр правопорядка Организация дежурства в школе и в классе. Сохранность школьного имущества. Составление графика дежурств, контроль за выполнением дежурными своих обязанностей. Контроль за ведением учащимися дневников. По мере необходимости
Ди-джей (музыкальное оформление) 1. Организация и набор музыки для проведения открытых мероприятий. 2. Отвечает за компьютер в классе, следит за потоком информации в компьютере. По мере необходимости
Секретарь-референт Помощник председателя в вопросах посещаемости и выполнения поручений. В течение года

Наше понимание о самоуправлении

■ Сами проводим спортивно-оздоровительные мероприятия, ведем здоровый образ жизни.
■ Активная жизненная позиция.
■ Максимум усилий для нового начинания.
■ Организуем дежурство в классе, осуществляем его в школе.
■ Участвуем в общешкольных благотворительных акциях.
■ Представители класса входят в состав школьного совета самоуправления.
■ Разрабатываем и реализуем социально-значимые проекты и дела.
■ Активно участвуем в жизни школы, знаем свои права и обязанности.
■ Взаимоотношения учитель-ученик, ученик-ученик на уровне сотрудничества.
■ Лидер должен уметь не только руководить, но и подчиняться.
■ Если трудно – советуемся со своими старшими товарищами, педагогами.
■ Не только критикуем, но и предлагаем собственное решение.
■ Коллектив, основанный на принципах самоуправления, - это цельный организм, живущий по своим законам, постоянно развивающийся, деятельность которого подчинена общей, интересной для всех цели, к которой можно приблизиться только тогда, когда сам придумываешь, сам и осуществляешь задуманное, надеясь только на самого себя. Деятельность его должна быть построена на демократической основе.
■ Классный руководитель - не наставник, а друг и помощник, способный проникнуться идеями ребят, поддержать и способствовать их осуществлению, понимать, что нужно детям. Это тот же член коллектива, только старше по возрасту и, соответственно, обладающий большими знаниями и опытом.



ПЕДСОВЕТ МБОУ «ЭМГ»
«РАЗВИТИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙМОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»


Протокол № 1
от 06.11.2014 г.


Цели и задачи педсовета:
• определить проблемы и пути активизации деятельности органов ученического самоуправления в классах, в гимназии с целью развития личности учеников;
• выявить степень педагогической поддержки и влияния ученического самоуправления на жизнедеятельность гимназии;
• выработать оптимальные модели классного самоуправления в различных возрастных группах.
• наметить пути, формы и методы дальнейшего развития ученического самоуправления

Подготовительная работа

Создание инициативных групп по подготовке заседания педагогического совета

Повестка

1. «РАЗВИТИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ», Вступительное слово Батыровой Т.М., зам. директора по ВР
2. Проблемы создания ученического самоуправления и актуальность его в современных условиях – Круглый стол (выступления прилагаются)
3. Работа с листами обратной связи. После озвучивания и обсуждения исследования каждая группа заполняет листы обратной связи.
4. Решение педсовета.

ХОД ПЕДСОВЕТА

1. Вступительное слово

«РАЗВИТИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙМОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ», БатыровА Т.М., заместитель директора по ВР

Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования ориентируют учебно-воспитательный процесс в целом на активное включение учащихся в разные виды деятельности, что предполагает освоение ими структуры деятельности, умений правильно её организовывать: ставить стратегические цели, определять оперативные задачи, планировать, отбирать средства, анализировать результаты. Обозначенные умения составляют комплекс организаторских умений, входящих в перечень инструментальных и коммуникативных компетентностей, которые представляют совокупность личностных качеств, обеспечивающих успешность в процессе жизнедеятельности.

Организаторские умения характеризуются как готовность к последовательному, упорядоченному, своевременному выполнению практических действий с грамотно отобранными средствами для достижения положительного результата. Упорядоченное развитие детского коллектива во многом зависит от формирования организаторских умений на каждом возрастном этапе развития ребёнка.

Формирование организаторских умений происходит в различных видах деятельности. Но, учитывая тот факт, что ведущим видом деятельности подростка является общение, содержание которого направлено на поиск взаимопонимания, взаимодействия со сверстниками, эффективным условием формирования этих умений становится включение подростков в процесс классного ученического самоуправления.

Ученическое самоуправление направлено на самостоятельную организацию жизнедеятельности учащихся, это пространство событийной жизни школьников, основанное как на формальных, так и неформальных отношениях, способствующих пониманию ответственности за результаты своей деятельности. Процесс развития ученического самоуправления тогда результативен, когда направляется и поддерживается педагогами. Современные требования предполагают активное участие всех субъектов образовательного процесса в управлении образовательным учреждением (и учеников, и учителей, и родителей). Это противоречие порождает ряд трудностей в процессе становления ученического самоуправления, связанных, с одной стороны, с позицией педагогов, которые не могут адекватно воспринимать учащихся как субъектов управления гимназической жизнедеятельностью; с другой - позицией учащихся, которые не готовы выступать организаторами собственной деятельности.

Тем не менее, для формирования организаторских умений у старших подростков в процессе ученического самоуправления сложились теоретические и практические предпосылки. A.C. Макаренко положил начало изучению проблемы воспитания организатора в детском коллективе, его идеи развивали И.П. Иванов, А.Н. Лутошкин, М.И. Рожков, A.C. Чернышев и др. Организаторская деятельность и организаторские умения стали предметом исследования психологов Л.И. Уманского и А.Н. Лутошкина. Процессу формирования организаторских умений были посвящены исследовательские работы A.B. Косова, Е.А. Малашенковой, Э.Т. Токсомбаевой.

Самоуправление как педагогический феномен рассматривалось в отечественной педагогической теории и практике. К.Д. Ушинский задал обширное поле для развития идеи самоуправления в ученической среде, обосновав мысль о воспитании свободной личности, готовой к самостоятельной жизни в обществе, что нашло отражение в работах учёных дореволюционного времени (С.И. Гессен, П.Ф. Каптерев, С.Т. Шацкий). Ученическое самоуправление как неотъемлемый признак детского коллектива стало основным положением в теории коллектива A.C. Макаренко. Л.И. Новикова развила это положение в контексте теории воспитательных систем. Ведущей идеей в работах В.А. Сухомлинского являлось воспитание активной жизненной позиции школьников. Работы Л.Ю. Гордина, В.М. Коротова, В.М. Опалихина, Н.И.Приходько, М.И. Рожкова и др. углубили знания о структуре, формах, содержании, педагогическом руководстве, принципах, функциях и задачах ученического самоуправления.

Практика свидетельствует о том, что самоуправление возможно лишь при демократическом управлении, что управление, самоуправление и соуправление - звенья одной цепи.

Демократическое управление обеспечивает детским коллективам право на самоопределение, саморазвитие и самоуправление в общешкольном коллективе. Педагогическое управление развитием самоуправлением предполагает создание идеологических и методических гарантий в определении и развитии ученического коллектива. Идеологические гарантии – это признание прав и обязанностей органов самоуправления в жизнедеятельности не только ученического коллектива, но и коллектива школы в целом.

Самоуправление учащихся выражается в самостоятельности проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах своего коллектива или организации.

Самоуправление играет огромную роль в организации жизни детского коллектива. Но взрослые не должны организовывать для ребят интересную жизнь. Задача педагогов – строить жизнь вместе с ними, предоставляя им всё больше самостоятельности, расширяя сферу ученического самоуправления, которая вначале будет довольно узкой.

Постепенно сфера педагогического руководства переместится из области деятельности в область отношений между отдельными детьми, группами детей, первичными детскими коллективами.

В процессе ученического самоуправления важно одно условие: определять для себя цели, перспективы, составлять программы их достижения должны сами школьники. А чтобы планы, придуманные и одобренные детьми, не стали формальностью, важно педагогу не поддаться искушению навязать своё мнение.

Далеко не каждому педагогу под силу организовать коллективную деятельность. Чтобы не получилась видимость коллективной работы, надо, чтобы её результаты анализировали и оценивали сами дети. Тогда и будет формироваться чувство, что они хозяева гимназии (сами придумали, сами сделали, сами пользуемся сделанным).

Прежде чем вводить самоуправление, надо сформировать у детей потребность в самостоятельности, определить возможные сферы самоуправления. Истинное детское самоуправление заключается не в копировании управления взрослых и не в игре в школьную администрацию, а в том, чтобы дети приобретали личный опыт демократических отношений и навыки его осмысления.

Самоуправление как средство развития и саморазвития личности школьника формируется в три этапа:

1. Этап воздействия (личность получает удовлетворение от совместной деятельности, формируются активные группы).

2. Этап взаимодействия (пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, создание ученического и школьного самоуправления).

3. Этап соразвития (ориентация на личность, создание целостной социально-интегративной модели самоуправления).

На первом этапе (этапе воздействия) важно вовлечь школьников в классные активы. Параллельно возникает необходимость создания актива гимназии, в состав которого входили президенты и старосты старших классов. В начале учебного года избирается новый актив гимназии и актив класса. Дети сами определяют себе лидеров. Обучающимся предлагается широкий выбор видов деятельности (познавательная, трудовая, спортивная, творческая) и сфер деятельности (организаторская, исполнительская). Президентский совет разрабатывает план внеклассных гимназических дел. Один раз в месяц проводятся заседания актива, где обсуждаются вопросы жизни гимназии, планируются мероприятия, анализируется проделанная работа. Для расширения кругозора детей и ознакомления их с новыми формами и видами деятельности еженедельно проводится учеба актива гимназии.

На этапе взаимодействия осуществляется пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, осознание того, что в жизни существует порядок, который поддерживается специальной управленческой деятельностью. На этом этапе возникает необходимость создания новой структуры самоуправления, включающей в себя гимназическое самоуправление

При переходе к третьему этапу (этапу соразвития) ставится задача пробуждения ответственности самой личности за то, чем она является. Значимым становится развитие умения формулировать и решать не только собственные проблемы, но и общественные. Современная модель самоуправления вобрала в себя то лучшее, что было на всех этапах развития и во всех предыдущих моделях.

Участвуя в деятельности органов детского самоуправления, школьники включаются в разностороннюю внеурочную деятельность, деловое общение со взрослыми на равноправной основе, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности. В рамках гимназического самоуправления дети получают возможность влиять на содержание образования, на процесс разработки, принятие и реализации локальных нормативно-правовых актов гимназии , отстаивать свои права и интересы в ней, удовлетворенность актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации.

Самоуправление школьников - необходимый компонент содержания современного воспитания личности. С помощью ученического самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого школьника.

Оно дает возможность ученику раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности; ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем классного коллектива.

Структура самоуправления строится на трех уровнях:

1) ученик; 2) ученик-класс; 3) ученик-гимназия.

Первый уровень дает возможность ученику раскрыться как личности, побывав в роли, как лидера, так и подчиненного. Через систему этих ролей у подростков формируется разнообразный опыт общественных отношений.

Второй уровень предполагает ученическое самоуправление на уровне классного коллектива.

Третий уровень предполагает самоуправление коллектива учащихся гимназии – гимназическое самоуправление.

Сущность ученического самоуправления состоит в реальном участии школьников в управлении делами класса.

Актуальность создания школьного самоуправления в современных условиях.

Прежде чем задумываться о создании школьного самоуправления, необходимо ответить на вопрос о необходимости вовлечения детей в процесс школьного самоуправления.

Рассмотрим ответ на этот вопрос с двух позиций – подростка и педагога с учетом социально-психологических особенностей развития ребенка.

С точки зрения возрастных психологических особенностей для подросткового возраста характерна повышенная восприимчивость к социальным явлениям; для него необходимо признание, должно быть наличие мотивации на взаимодействие в группе; ребенок готов к изменениям, испытывает потребность в своих достижениях и своем самоопределении.

С точки зрения педагогов, участие в гимназическом самоуправлении или в деятельности общественной организации способствует формированию гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет учащимся повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решения социальных проблемных ситуаций.

Из педагогики мы знаем, что в условиях совместной деятельности поведение человека становится более плодотворным, чем в условиях индивидуального поведения. У подростков возникает желание действовать в соответствии с теми ожиданиями, которые они имеют по отношению друг к другу, что впоследствии проявляется в их поведении.

На поведение подростков влияют также требования социальной среды в виде обязанностей, традиций, правил поведения и моральных норм.

Подростки стремятся к групповому объединению тогда, когда видят в этом перспективу интересной жизни, возможность решить свои проблемы. При этом очень важно обеспечить осознание своих потребностей, целей и получения практического результата деятельности.

Важность и необходимость создания эффективного гимназического самоуправления для педагогов понятна. Но точка зрения взрослых наставников может не совпадать с точкой зрения детей и их родителей на проблему самоуправления.

В условиях модернизации системы образования предъявляются определенные требования к профессиональной компетентности педагогических работников. Педагог-организатор самоуправления должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи. От уровня подготовки педагогов-организаторов самоуправления во многом зависит успех воспитательной работы. Работа с детьми требует от педагога-организатора самоуправления самых разнообразных знаний и умений. Она строится на основе широкой эрудиции, знаний об основах воспитания, о детской психологии, об управлении процессом развития личности ребенка и детского коллектива. Педагог должен быть мастером на все руки и при этом непременно оставаться духовным наставником детей, формирующим их мировоззрение и характер, способствующим их личностному росту.

Воспитательный процесс сегодня настолько сложен, что в нем может участвовать не каждый – нужна специальная подготовка, нужны опыт и искреннее желание работать с детьми.

Педагог должен помнить, что нельзя подменять подростков там, где они сами могут спра¬виться; необходимо иметь выдержку, терпение и готовность поддерживать идеи ребят, инициативы, опираться на них; важно уметь уважать решения ребят и помогать им их реализовывать; нужно избегать прямого нажима, даже тогда, когда мнения и действия ребят кажутся ошибочными; стараться разъяснять, убеждать; научиться видеть не только внешнюю сторону, явные проявления всех и каждого, но и узнавать ценностные представления, по-будительные мотивы, ожидания, интересы, настроения для создания условий самореализации и саморазвития подростков.

Существуют различные стили поведения взрослого в под¬ростковой и юношеской организации. Наиболее эффективным будет участие педагога, если он в зависимости от данной конкретной ситуации продемонстрирует адекватный стиль руководства и проявит необходимые качества личности.

Педагог, который собирается работать со школьным самоуправлением, должен:

• обеспечить комфортную среду для учащихся;
• определить правила поведения, которые принимают учащиеся;
• показывать детям свое уважение к ним как к личностям;
• требовать взаимоуважения между собой;
• воспитывать уважение у учащихся к самим себе;
• учить их быть независимыми и ответственными за свои поступки;
• знать, как понравиться подросткам;
• постоянно изучать их, определить для себя ведущий вид деятельности;
• быть способным увлечь ребят этой деятельностью;
• объединить вокруг этой деятельности актив учащихся;
• поставить перед ребятами яркую как далекую, так и близкую цель;
• утвердить определенный стиль общения, отношений между ребятами;
• частично передать управление деятельностью ребятам, научить их самоуправлению;
• предложить ребятам разработать символику, традиции, ритуалы;
• должен обеспечить всем надежное чувство защи¬щенности;
• должен сделать коллектив открытым;
• помочь учащимся найти друзей из других школ или городов;
• нужно быть готовым к тому, что, может, понадобится сменить основной вид деятельности или усложнить имеющуюся деятельность, ее способы органи¬зации, а может, даже распустить данный коллектив и создать новый.

Нам представлены идеальные органы самоуправления в классных коллективах. Но наверняка идя к этим идеалам мы столкнемся с рядом трудностей. Затруднения – это различные проблемы (методические, психологические, материальные и т.д.), которые могут осложнять функционирование ученического самоуправления, не искажая его основной педагогической сути.

Самые распространенные проблемы при формировании органов:

1. Восприятие ученического самоуправления как игры
2. Подмена ученического самоуправления системой коллективных творческих дел (КТД).
3. Отсутствие подготовки активистов и органов ученического самоуправления.
4. Слабая методическая подготовка педагогов.
5. Формализация внедрения ученического самоуправления
6. Смещение акцента работы ученического самоуправления только на досуговую деятельность
7. Использование формальных выборов органов ученического самоуправления

Коллектив, основанный на принципах самоуправления, - это цельный организм, живущий по своим законам, постоянно развивающийся, деятельность которого подчинена общей, интересной для всех цели, к которой можно приблизиться только тогда, когда сам придумываешь, сам и осуществляешь задуманное, надеясь только на самого себя. Деятельность его должна быть построена на демократической основе.

Классный руководитель - не наставник, а друг и помощник, способный проникнуться идеями ребят, поддержать и способствовать их осуществлению, понимать, что нужно детям. Это тот же член коллектива, только старше по возрасту и, соответственно, обладающий большими знаниями и опытом.

2. Проблемы создания ученического самоуправления и актуальность его в современных условиях – круглый стол (выступления прилагаются).

3. Работа с листами обратной связи. После обсуждения каждая группа заполняет листы обратной связи.


Общее резюме групп
Принимается (из того, что было предложено):

Исключить авторитарный стиль в общении с детьми.
Классный руководитель должен быть не «над учащимися», а рядом с ними.
Создать условия для реализации способностей каждого учащегося.
Поддерживать инициативу учащихся

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Классным руководителям изучить технологию сотрудничества.
По вопросам самоуправления использовать дополнительные источники информации



РЕШЕНИЕ ПЕДСОВЕТА

Администрации гимназии:
1. Изыскивать материально-технические возможности для поддержки ученического самоуправления
2. Заместителю директора по ВР согласно плану работы гимназии постоянно проводить школу гимназического актива
3. Продумать систему поощрения педагогов и учащихся гимназии, активно участвующих в гимназическом самоуправлении

Классным руководителям:
1. Постоянно изучать методическую литературу, НПА по самоуправлению
2. Применять в работе с классом алгоритм формирования и развития ученического самоуправления
3. Обеспечить участие своего класса в работе гимназического самоуправления и выполнение его решений
4. Разнообразить формы работы ученического самоуправления

Президентскому совету гимназии:
1. Разнообразить формы работы с классами
2. Создать банк идей и предложений учащихся по совершенствованию работы Президентского совета гимназии
3. Один раз в четверть отчитываться о проделанной работе на ученической конференции и на совете Управляющего совета гимназии
4. Проводить учебу актива
5. Совету научного общества гимназии «Кредо» шире вовлекать гимназистов в научно-исследовательскую работу

Председатель К.Э.Насунов

Секретарь Е.О.Шалхакова