Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса Элистинской многопрофильной гимназии – омбудсмен
Кто такой «омбудсмен» и зачем он нужен школе?
«Омбудсмен» — шведское слово, означающее «уполномоченный по защите прав человека».
В чем же его функции в рамках школьной жизни?
В школьном правовом пространстве необходимы порядок, взаимопонимание, взаимное уважение прав и соблюдение обязанностей всех участников образовательного процесса, возможность договоренности сторон .
Омбудсмен - не представитель администрации, лицо - неофициальное, независимое и конфиденциальное.
Для школы характерны разного рода конфликты. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Поэтому именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.
Дети более беззащитны и беспомощны, чем взрослые, а потому чаще становятся жертвами несправедливости и насилия.
Самая главная и важная функция Уполномоченного по правам ребенка - осуществление независимого контроля за соблюдением прав ребенка. Особенность Уполномоченного заключается в его способности на независимой основе отстаивать права детей.
В случае нарушения прав участников образовательного процесса любой человек, считающий нарушенными свои права, может обратиться к Уполномоченному по защите прав участников образовательного процесса.
По поступившим обращениям Уполномоченный (омбудсмен) проводит соответствующие проверки и оказывает максимальное содействие в восстановлении прав заявителя, если нарушение таковых имело место.
Уполномоченный вправе влиять на любую ситуацию, создающую опасность здоровью и жизни детей, где бы это ни было: в семье, в школе, на улице.
Резюме прав, определенных Конвенцией о правах ребенка (1989 г ГАООН).
1. Каждый человек до 18 лет считается, в соответствии с законом своей страны, ребенком и обладает всеми правами, заключенными в данной конвенции;
2. Ребенок имеет право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечивает им наилучший уход;
3. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его умственного, физического и духовного развития;
4. Ребенок имеет право на медицинский уход;
5. Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение;
6. Ребенок имеют право на отдых и игры, а также на участие в культурной и творческой жизни;
7. Ребенок имеет право на бесплатное образование;
8. Ребенок имеет право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению;
9. Ребенок не должен использоваться в качестве дешевой рабочей силы;
10. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, искать, получать и передавать информацию любого рода, если только это не вредит другим людям;
11. Ребенок имеет право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры;
12. Ребенок, в соответствии со своим возрастом и зрелостью, имеет право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим его вопросам.
Куда обратиться?
Если ты осознаешь, что твои права нарушаются, но не знаешь, как написать заявление, ты испытываешь жестокое обращение в семье, либо у тебя возникли проблемы, тебе отказывают в предоставлении льгот, назначении и выплате социальных пособий, незаконно выселяют из квартиры, не дают реализовать свое право на жилье, на образование, то имеешь полное право обратиться за защитой к Уполномоченному по правам ребенка.
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка -
Павел Алексеевич Астахов.
Уполномоченный по правам ребенка в Республике Калмыкия
Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса Элистинской многопрофильной гимназии
Анжирова Софья Сергеевна,
учитель истории, права и обществознания